Горюнов Дмитрий Викторович (uhfnl) wrote,
Горюнов Дмитрий Викторович
uhfnl

Categories:

МНОГАЯ ЛЕТА ЖИТЕЛЯМ ХУНЗЫ

Продолжение, начало здесь:

ТАЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВЕЛИКАЯ ЗАГАДКА НАРОДА ХУНЗА






/ ПУТЕШЕСТВИЯ, ТИБЕТ В ПАКИСТАНЕ / 37 комментариев

Первая статья с разоблачениями мифа о Хунзе — здесь.

Желание верить в миф у людей поистине неистребимо. Если в минувшие эпохи это можно было списать, например, на недостаток информации и на непонимание исторических и прочих процессов, то сейчас причиной этого, пожалуй, является размягчение мозгов. Иначе как объяснить тот факт, что воинствующие поборники вегетарианства и здорового образа жизни не перестают вновь и вновь перепечатывать небылицы о Хунзе.

Мало того, теперь они начали иллюстрировать эти тексты фотографиями из моей статьи, в которой эти небылицы опровергаются, и даже заимствовать фрагменты, вырывая их из контекста. Кроме того, на меня начали наезжать в том смысле, что я все равно не опроверг, что хунзакуты живут долго. И т.д. и т.п. Поистине удивительное упорство.

Решил добить эту тему, ибо в ходе изысканий удалось понять, по какой причине всевозможные «писатели» – как наши, так и зарубежные – упорно и с завидным оптимизмом приписывают хунзакутам невероятное долголетие – в 100, 120, а то и 150 лет. Как правильно говорили умудренные опытом люди, оптимизм – это недостаток информации.


1. Коврик, висящий в Балтит-форте – дворце правителя Хунзы

Если в прошлой заметке о Хунзе я ссылался на труды людей, побывавших в ней в XX веке, что дало возможность поборникам теории «вегетарианцев-долгожителей» цепляться за фразу «ну это сейчас стало хуже, а вот раньше-то было…», на этот раз в руки попал один источник, но самый старый. Плюс небольшой сюрприз в виде статистики.

Помимо уникальной информации, источник позволит избежать ангажированности. Оппоненты в доказательство своей правоты ссылаются на труды Роберта Маккаррисона (которые они, конечно же, не читали). Маккаррисон был военным врачом и работал в Гилгите – в ста километрах от Хунзы в 1904-11 годах, и в 1940-х годах в одной из своих работ о болезнях упомянул хунзакутов и их здоровье (я разберу ниже это упоминание). Как раз в конце десятилетия в США начался бум здорового питания, кто-то процитировал Маккаррисона, и сказка о хунзакутах, обрастая фантастическими подробностями, пошла кочевать по миру.

Источник, о котором идет речь, был написан за 25 лет до появления Маккарисона в Гилгите и, соответственно, более чем за 70 лет до того, как возник миф о хунзакутах.
Это книга за авторством Джона Бидделфа. Именно он был первым европейцем, посетившим и тщательно изучившим Хунзу. Чтобы понять его мотивы, ниже его биография, поиск которой был сам по себе интересным исследованием.

Джон Бидделф (John Biddulph) состоял на службе в британской армии и долгое время занимался разведдеятельностью и сбором информации на северных рубежах Британской Индии и за ее пределами. Как и многие участники Большой игры (противостояние Российской и Британской империй в борьбе за влияние в Центральной и Восточной Азии, а также на Дальнем Востоке), Бидделф написал несколько книг. Как и многие участники, Бидделф в этих книгах описывает все, кроме самого себя. Биография это военного и по совместительству этнографа и натуралиста крайне скудна, а фотокарточку удалось найти всего одну, да и на ней лица не разглядеть.

2. Капитан Бидделф справа. Фото из книги Report of a Mission to Yarkund in 1873

Бидделф родился 25 июля 1840 года. Он был третьим сыном в семье Роберта Бидделфа – члена британского парламента. Получил образование в королевском Вестминстерском колледже и в возрасте 18 лет был принят в кавалерийский полк, несший службу в Индии. Служил в исторической местности Ауд (ныне территория штата Уттар-Прадеш), граничившей с Западным Непалом. Боевое крещение Бидделфа, видимо, было серьезным – Ауд стал одним из самых крупных очагов индийского народного восстания 1857-59 годах. Бидделф получил так называемую Медаль восстания, которой награждались военные, принимавшие участие в подавлении мятежа.

Затем Бидделф служил в политическом департаменте правительства Британской Индии, в котором подбирали и готовили военные кадры для отправки на окраины колонии и на сопредельные территории для сбора информации.

Как и в случае с российскими военными, разведывательные миссии которых маскировались под научные (достаточно назвать фамилии Пржевальского, Певцова, Козлова, Роборовского – все эти исследователи были военными), британцы придумывали своим разведчикам такие же «научные» путешествия. Впрочем, одно другому не мешало – сбор стратегической информации шел рука об руку со сбором научной, и чаще получалось так, что последняя становилась достоянием общественности, а стратегические данные оседали в военных ведомствах под грифом «секретно».

Посему неудивительно, что многие видные путешественники-военные Великобритании и России награждались медалями географических обществ и чествовались как ученые и исследователи.

3. Одна из боковых долин в Хунзе. Прямо по центру безымянный пятитысячник, левее под облаком пик Диран (7266 метров)

В 1873-74 годах Бидделф вместе еще с несколькими британскими военными отправился в экспедицию через Гималаи на Памир – в Китайский Туркестан, в частности в Сарыкол и Яркенд (ныне территория Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая), также он исследовал Ваханский коридор (северо-восток современного Афганистана).

Какую стратегическую информацию удалось собрать в этом вояже, можно частично узнать в книге Report of a Mission to Yarkund in 1873 («Отчет о миссии в Яркенд 1873 года») за авторством товарища Бидделфа Томаса Форсайта (Thomas Douglas Forsyth). В книге также в больших количествах представлены собранные исторические и научные данные по региону, а Бидделф увековечил свое имя в научных кругах, открыв новый вид сойки – белохвостую саксаульную, которая прописана в справочниках под названием Podoces biddulphi.

В 1876 году Бидделф начал заниматься тем, что непосредственно относится к теме данной заметки, – он изучал Гилгит, Хунзу и Ясин, в 1877 году получил пост политического агента в Гилгите и продолжил исследование всего региона вплоть до 1881 года. С 1882 по 1895 годы Бидделф последовательно занимал посты политического агента в Кветте (ныне столица пакистанской провинции Белуджистан), Бароде (третье по величине туземное княжество в Британской Индии, ныне часть штата Гуджарат на западе Индии) и Гвалиоре (бывшее туземное княжество, земли которого ныне входят в штат Мадхья-Прадеш, Центральная Индия). Около четырех лет он прослужил в штате вице-короля Индии.

Бидделф вышел на пенсию в 1896 году, скончался в Лондоне 24 декабря 1921 года в возрасте 81 года. К концу жизни был довольно известной фигурой – достаточно сказать, что его некролог был напечатан в «Таймс». Некролог хотя бы немного проливает свет на жизнь и увлечения Бидделфа. Так, он был нумизматом и собрал ценную коллекцию индийских монет и старинного оружия, в последней были совершенно уникальные образцы, например, магазинная винтовка, созданная «в тени Гималаев» (точнее ее прототип) за сто лет до того, как это оружие было изобретено в США.

Из написанных Бидделфом книг наибольший интерес для меня, как уже говорилось выше, представляет книга «Племена Гиндукуша» (Tribes of Hindoo Koosh), изданная в Калькутте в 1880 году. В книге описываются княжества, чьи территории были впоследствии включены в состав пакистанской части Кашмира – Гилгит-Балтистана. Это, в частности, Читрал, Ясин, Хунза, Нагар, Гилгит, Скарду (Балтистан).

4.

На поиски этой книги я потратил более трех лет. Прочел на английском, сделал выписки, несколько фрагментов перевел для этой заметки и… нашел русское издание.

В ходе Большой игры многое из того, что публиковали супостаты, переводилось на русский и наоборот. Бидделф не стал исключением, в 1886 году в Ашхабаде была издана книга «Народности, населяющие Гиндукуш» в переводе Лессара. Перевод неплохой, однако книга в сильно усеченном варианте – примерно 50% от оригинала.

5.

6.

То что Бидделф был военным разведчиком, для меня стало подарком судьбы, поскольку информацию он подбирал скрупулезно и обо всем без исключения, начиная от расстояний в исследуемых княжествах и количества жителей в населенных пунктах, заканчивая обычаями, религиями этих народностей, родословной их правителей и т.д. Помимо этого, Бидделф изучал местные языки и наречия и был в состоянии общаться с туземными жителями без переводчика.

***

Итак, основные тезисы сторонников того, что хунзакуты – вегетарианцы-долгожители (положительные качества собраны из различных редакций этого мифа):
– живут до 100, (120, 150 и т.д.) лет – в «энторнетах» принят термин «Хунза – оазис молодости»;
– женщины рожают детей в 60 и более лет;
– не пьют алкоголь;
– миролюбивы, живут в дружбе и согласии, культурны и воспитанны;
– не едят мяса, а если и едят, то очень мало и, согласно исламским законам, не потребляют кровь, содержащуюся в животной плоти, поскольку кровь и жир животного содержат вредные вещества: мочевую кислоту, насыщенные жирные кислоты, холестерин, бактерии и вирусы, паразитов.

Что касается Роберта Маккаррисона, на которого также ссылаются поборники «вечно живых и здоровых» хунзакутов, вот что он писал про жителей Хунзы в своей работе «Изучение болезни обмена веществ» (здесь и далее цитирование идет курсивом, мои комментарии в скобках обычным шрифтом.

7. Издана, как видно, в 1945 году в США, первая публикация в 1921 году

Мой опыт позволяет привести в пример расу, представители которой физически крепки и в целом не болеют. Их основная пища – злаки, овощи, фрукты, также они употребляют некоторое количество молока и сливочного масла и козье мясо в праздничные дни. Я говорю о людях, живущих в Хунзе.

У них настолько мало земли, пригодной для возделывания, что из животных они держат лишь коз, которые могут пастись на склонах холмов. Основные культуры, которые хунзакуты едят, – это ячмень, кукуруза и пшеница, а также много абрикосов, которые высушивают, заготавливая впрок.

8. Фрукты, как и мясо, сушат впрок. Хунза, район Алтит

Продолжительность жизни у этих людей необычайно велика. Болезни, которые я диагностировал у хунзакутов за семь лет работы в регионе(Маккаррисон, повторюсь, работал в Гилгите, это 100 километров к югу от Хунзы), были не связаны с пищей.

Подытоживает Маккаррисон свой пассаж фразой о том, что никакой статистики по этой стране нет. (В скобках добавлю, что метрические свидетельства жителей, которые якобы хранятся в мечетях Хунзы и подтверждают возраст долгожителей, – досужие выдумки ввиду того, что язык бурушаски, на котором говорят хунзакуты, не имеет письменности, и все предания, в том числе родословные правителей, передавались из поколения в поколение изустно.)

В целом одни общие слова – никаких конкретных цифр, сколько кто живет, сколько кто ест. Хорошо хоть, Маккаррисон честно говорит, что статистики не имеет.

Кстати, он, сидя в Гилгите, основной упор в своих исследованиях делал на болезнях, связанных с дефицитом йода и проблемами щитовидной железы. И питание исследовал тоже с этой точки зрения. Среди его работ, имеющих отношение к региону, я наткнулся на это.

9. Титульный лист исследования Маккаррисона на тему увеличенной щитовидной железы у жителей долин Читрал и Гилгит

Кстати, непонятно, почему Маккаррисон рассматривал Хунзу в усеченном виде, ограничивая ее лишь местностью в районе нынешнего города Каримабад. Видимо, потому, что в Хунзе он не был вообще, либо был проездом. На самом деле Хунза включает в себя бывшие княжества Хунза и Нагар, а также территории, лежащие севернее Каримабада. Все это называется Верхней Хунзой, Центральной Хунзой и Нижней Хунзой. Об этом знали исследователи до Маккаррисона и после него.

10. Карта района. Маккаррисон жил и работал в Гилгите – это примерно 100 км к югу от столицы Хунзы. Схема найдена в сети

***

Продолжение:

МНОГАЯ ЛЕТА ЖИТЕЛЯМ ХУНЗЫ(ЧАСТЬ2)


Tags: ТАЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ, Философия Жизни., Хунза, долголетие, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments